НОД в подготовительной группе по ФЦКМ

«Деревья, кустарники и растения осенью»

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.

2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).

3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.

4. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.

5. Учить подбирать антонимы к прилагательным. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные (логопед).

6. Развивать зрительное восприятие и память.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Развивающая среда:  иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, короб, ламинированные осенние листья по одному, ламинированные листья деревьев и кустарников для игры «4й лишний», иллюстрация с изображением частей и этапов роста дерева.

НОД

Вводно-орг. этап:

          Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.

Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?

Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

 

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит,  колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. ( Ель)

 

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

 

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

 

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

 

Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не берёза, не рябина,

Я – пугливая… (Осина)

 

Информационно-аналитический и практический этапы

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.

 

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

 

Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

Воспитатель: Что же это?

Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?

Воспитатель: Хво́йный лес — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и др. ПЛАКАТ

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.

Воспитатель: деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

Дидактическая игра: «Собери дерево из частей»

Цель: закрепление названий частей дерева.

 

Физкультминутка «Какие бывают деревья?»

 

Деревья бывают высокими

Поднимают руки вверх

Низкими

Приседают

Толстыми

Разводят руки в стороны

Тонкими

Соединяют руки, округлив ладошки

 

Логопед: (антонимы к прилагательным, относительные прилагательные)

 

Воспитатель: Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки).

1. Какие плоды у дуба?

2. У сосны и ели?

3. У клена?

4. У березы?

 

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами  птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

 

Воспитатель: послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

 

Как вы поняли эту загадку?

Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

1. Обогащают воздух  кислородом.

2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

4. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.

5. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

Заключительный этап: обобщение

С какими видами леса мы сегодня познакомились? Расскажите этапы роста деревьев.

Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?

 

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

 

Мотивационно-поб. этап последующей деятельности, предложение предметного материала, обеспечивающего продолжение предметно познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников