Конспект НОД «Электричество вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

Программные задачи:

Образовательные: Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире: - уточнить и расширить представления детей о том, где "живет" опасное электричествои как оно помогает человеку; - закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие: Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами (воздушными шарами, бумагой, тканью, пластмассой, солью и перцем); развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаряэлектричество, трение.

Материалы к занятию:

1. Письмо с загадками.

2. Картинки к игре «Ассоциации».

3. Слайды "Правила безопасности".

4. Аудиозапись спокойной музыки. 5. Оборудование для опытов:

Опыт 1: Воздушные шарики по количеству детей. Опыт 2: Пластмассовые трубочки по количеству детей, полоски бумаги. Опыт 3: Кусочки шерстяной и шелковой ткани, пластмассовые шарики, линейки, перышки. Опыт 4: Смесь соли и черного перца на бумажной салфетке, небольшой воздушный шарик, шерстяная рукавичка. Опыт 5: Бутылочки с водой (брызгалки).

Предварительная работа:

1. Чтение энциклопедий.

2. Рассматривание иллюстраций электрических приборов. 3. Беседы, наблюдения.

4. Игры "Четвертый лишний", "Ассоциации" ("Для чего нужно?")

Ход занятия.

I. - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, но от кого оно мы узнаем, если отгадаем загадки:

1. Не радио, а говорит.

Не театр, а показывает … (телевизор)

2. Без языка живет,

Не ест и не пьет,

А говорит и поет … (радио)

3. Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен. (компьютер)

- Ребята, здесь написано, что если мы правильно отгадали эти загадки, то по первым буквам первого и третьего слова и по последней букве второго - мы узнаем от кого письмо. (получилось слово ТОК)

- А как по-другому называется ток, вы знаете? (электричество)

- А как вы думаете, электричество – это хорошо или плохо! (высказывания детей)

- Значит, плохо – потому, что опасно. А хорошо – потому, что от электричестваработают различные приборы.

- А какую функцию выполняют эти умные машины – электроприборы(ответы детей)

II Игра - ассоциации «Что для чего нужно» (воспитатель называет предмет, а дети – находят картинки с электроприборами):

1) мокрые волосы – фен

2) мусор, пыль – пылесос

3) мятая скатерть – утюг

4) торт, крем – миксер

5) продукты – холодильник

6) грязное белье – стиральная машина

7) музыка, диск – проигрыватель

8) жара – вентилятор, кондиционер

Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да).

- Раз электричество опасно – надо знать правила безопасности, которые предупреждают нас, что с электричеством не шутят!

Запомните правила(показ слайдов)

1) О чем говорит эта картинка? (Нельзя вставлять в розетку пальцы и посторонние предметы, например: гвозди, спицы и другие)

2) Что видим на этом слайде? (Нельзя все приборы включать в одну розетку)

3) О чем предупреждает этот эпизод? (Нельзя пользоваться неисправными электроприборами)

4) Какое правило перед нами сейчас? (Нельзя без присмотра оставлять включенные электроприборы)

- При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.

- Но если будем соблюдать правила безопасности, то электричество всегда будет нашим другом!

III. – Ребята, а как вы думаете, все электричество опасное(высказывания, предположения детей)

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть, даже извлечь пользу.

- Вы удивлены! Хотите узнать об этом? (ответы детей)

- Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, где мы превратимся в волшебников и научимся получать доброе и веселое электричество.

- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. Я предлагаю и их повесить на стену (дети пытаются повесить шарик на стену). - Почему мой шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей). - Да, мой шарик волшебный. - А хотите и остальные шарики тоже сделаем волшебными. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и ваши шарики стали волшебными.

- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах(Когда расчесываемся). - Что происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).

- Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

IV. – Ну, как, вам понравилось? А хотите другие предметы тоже сделать волшебными? Подойдите к столам: что вы видите на тарелочках? (Мелкие кусочки бумаги, пластиковые трубочки). Поднесите трубочку к бумаге (Дети выполняют). Что-то происходит? (Нет). Как вы думаете, что надо сделать, чтобы заставить бумажки притянуться к палочке? (предложения детей). Как шарики притянулись к стене? (Натирали о волосы, ловили электричество в волосах). Что получится, если мы потрем трубочки о волосы? (Дети натирают трубочки о свои волосы).

- Ловите электричество(кусочки бумаги прилипли, притянулись, зашевелились). Почему притянулись кусочки бумаги? Какая стала трубочка? (Электрическая, волшебная). Как она стала такой? (Потерли о волосы, поймали электричество в волосах).

ВыводЭлектричество, находящееся в волосах, может переходить не только на шарик. Но и на пластмассовые предметы, например, на трубочки.

V.- Это неопасное электричество, оно доброе, веселое, с ним можно играть, и живет оно не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Видите эти перышки - прикоснитесь к ним. - Что вы видите? (Лежат спокойно). Попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическимипри помощи кусочков ткани, которые лежит на столе, чтобы они могли к себе притягивать. А как это сделать? (Потереть)

- Ловите доброе электричество. Прикоснитесь шариками и линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли). Какими стали предметы? (Электрическими). Как они стали электрическими? Какой прием мы использовали? (Ответы детей).

Вывод: Волшебное электричество живет не только в волосах, но и в одежде. А получили мы его, потерев шарики тканью. Прием называется трение. (Активизация словаря)

VI. – Ребята, я случайно рассыпала соль и черный перец.

Как вы думаете, можно их как-то разделить? Или остается только выбросить? (ответы детей).

- Конечно, можно все собрать и выбросить, но так может сделать только неэкономная хозяйка. А что если попробовать разделить соль и перец…

- На столе лежит маленький шарик, который мы с вами еще не использовали, а рядом с ним шерстяная рукавичка – может, попробуем применить их? (Дети натирают шарик рукавичкой, приближают его к смеси соли и перца и….перчинки прилипают к шарику)

- Скажите, героине из какой сказки пригодился бы наш опыт? (Ответы детей). - Конечно же, Золушке.

Вывод: Часть электричества, перешедшая с шерстяных волосинок на шарик, стала притягивать к себе другие вещества: перец притягивается лучше, поэтому соль и осталась на столе.

VIII. – Вам понравилось быть волшебниками? - Что нового вы узнали сегодня? (Можно ловить электричество, делать волшебными предметы). - А почему мы их называем волшебными? - Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается). - А как мы их делали волшебными? (Ловили электричество в волосах и одежде). - Вам понравилось играть с этим электричеством? - Это электричество опасно(Нет, оно доброе, неопасное и даже полезное).

IX. - Нам пора прощаться с лабораторией, где образуется доброе и волшебное электричество, которое можно поймать. А на память о сегодняшнем дне я предлагаю каждому взять по воздушному шарику, которые висят на стене. Но только сначала надо, чтобы они стали снова обыкновенными, неэлектрическими. Мы не будем их трогать руками, дуть на них, дергать за веревочку. Как же снять электричество с шариков? Вспомните, что вы делаете, чтобы ваши волосы лучше расчесывались, не трещали от расчески? (Смачиваем водой расческу или волосы). Как поступить здесь? Конечно, брызнуть на шарики водой. (Дети брызгают на шарики воду). А теперь можете поиграть с воздушными шариками.