Кто ты, воспитатель?

 

«Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела».   

Л.Н. Толстой    

 

А задумывались ли вы когда-нибудь, что несёт в себе всем знакомая профессия – воспитатель? Какая миссия и какое предназначение у этой профессии? Кто является основоположником этой профессии? Кто же он – воспитатель?

Образ воспитателя начал формироваться ещё до создания специальных институтов, занимающихся воспитанием и образованием детей. О воспитании детей, как о сложной проблеме впервые заговорили философы Древней Греции. Именно они оказались едва ли не первыми профессиональными учителями и воспитателями. И посмотрите, как точно их представления о воспитании перекликаются с задачами современного стандарта дошкольного образования!

Так Демокрит придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «Хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». А что в стандарте? «Формирование общей культуры личности детей…».

Сократ утверждал, что развить ребёнка можно посредством продуманных наставником вопросов, что в современном мире признано одним из ведущих методов расширения познавательных способностей детей!

Известный ученик Сократа Платон полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», то есть учитывать личные склонности. «Свобода призвания» Платона также нашла свое отражение в современных требованиях стандарта: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями…».

А вот Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников (педономов), а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. Что перекликается с еще одной задачей стандарта: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей … в вопросах развития и образования … ».

Оказывается, и в те далёкие времена, и сегодня перед воспитателями стоят одни и те же задачи! Так кто же ты, воспитатель?!  Ведь, на тебя возложено решение задач древнейших философов, которые ценным багажом знаний дошли до нашего времени! Каким ты должен быть, чтобы тебе это оказалось по плечу?

 -  Активным, чтобы заниматься самообразованием, чтобы снова и снова путешествовать в мир детства.

- Умелым, потому что тебе предстоит не только познакомиться, но и суметь применить новые образовательные технологии, постоянно создавать и обогащать детскую среду, которая не терпит скуки и посредственности, среду, которая станет главным помощником в деле развития ребенка.

- Заботливым, чтобы развить индивидуальные способности каждого ребёнка, услышать его, оказаться рядом, когда ему будет необходима твоя помощь.

- Гуманным, ведь, иногда кажущийся незаметным и незначительным эпизод может оказать сильное влияние на формирующийся характер ребёнка.

И не забудь о педагогической этике и культуре общения, потому что ты – пример для подражания!

Вот, в принципе и всё! Но все эти педагогические компетенции должны быть внутри тебя! Как поётся в одной песне... 

«Педагог во все столетья

Должен знать все и уметь.

Чтоб искру зажечь нам в детях,

Надо самому гореть».

На вопрос: «Почему я выбрала эту профессию?» отвечу: «Я её и не выбирала». По первому образованию я - инженер-материаловед. Просто однажды в 2009 году я пришла устраивать старшего ребёнка, теперь уже в свой родной, детский сад №8, да так в нём и осталась. Другой вопрос - «Почему осталась?».

… У меня есть огромное желание добиться успеха в решении задач древних мудрецов. Тем более что сейчас созданы все условия, чтобы каждый ребёнок рос и развивался в гармонии с собой, природой, миром взрослых и сверстников, то есть направлены на сохранение экологии детства. Я хочу быть для детей проводником в мир интересных открытий и новых знаний. А путешествие в этот мир сделать весёлым, познавательным и безопасным.

Я осознаю всю важность и значимость задач, возложенных на эту профессию. Поэтому на вопрос «Кто ты, воспитатель?», могу с гордостью сказать «Воспитатель – это я!»