Организация образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Тряпичные куклы-обереги»

 

Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ №8 г. Томска Самойленко Анастасия Сергеевна

Задачи приоритетной образовательной области:

Художественно-эстетическое развитие:  

1. Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы оберег, развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

3. Развивать у детей воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении поделок с использованием ткани, ниток.

 

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие:

1. Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.

2. Развивать интерес к старинным игрушкам, уважение к национальной культуре.

3. Дать детям представление о народных куклах и их назначении.

Речевое развитие:

1. Формировать грамматический строй речи.

2. Упражнять в образовании прилагательных.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос.

Физическое развитие:

1. Обогащать двигательный опыт детей;

2. Сохранять и укреплять здоровье.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Способствовать свободному общению воспитанников;

2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и педагогом.

 

Оборудование для педагога: проектор, запись с музыкой «Шел казак по лесу», кукла в народном костюме, иллюстрации народных кукол, образец куклы-закрутки, домовёнок Кузя.

 

Оборудование для детей:

- белый ситец 20*20 см.,

- цветной ситец 20*20 см.,

- треугольный ситец для косыночки,

- мешковина 5*10 см, нитки, комочек ваты, схемы сборки кукол-оберегов.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Раздается стук в дверь, открываем – никого нет. А у двери лежит берестяная шкатулочка.

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите-ка, что это?

Интересно, для чего она нам нужна?

Какая красивая!

Хотите посмотреть поближе? Присаживайтесь поудобнее на ковре. (Ребята передают шкатулочку, открывают ее, а внутри лежат лоскутки ткани, нитки, вата).

Воспитатель:

Что же нам с эти делать? Ничего не понимаю!

(ответы детей)

Звучит запись: Здравствуйте, мои хорошие! Это я, домовенок вашей группы! Самому мне показываться нельзя и вы меня не ищите, а то мне придется опять спрятаться! Но поговорить я с вами могу. Очень долго наблюдал за вами, когда вы разговаривали про быт на Руси, собирали музей. Все в нем было и самовар, и лапти, и посуда с разными росписями, и игрушки дымковские, свистульки, матрешки. Но почему-то оберега для дома, детей я так и не увидел. Обидно, ведь на Руси люди сами изготавливали обереги. Вот я и решил вам подарить лоскутки, а может и вы захотите сделать себе такой!

А шкатулочку мою тоже поставьте в свой музей, потому что ее сделал из берёсты томский мастер.

Воспитатель: Так вот, кто это нам сюрприз приготовил!  Ребята, а кто-нибудь знает, что значит оберег? (Талисман, способный охранить от разных бедствий). На Руси существовали куклы-обереги и изготавливались они из тряпок, было их много и все они были разные! А вы хотите узнать, как делали кукол? Тогда давайте посмотрим!

«Познавательное развитие»

 «Социально – коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»

 

 

Беседа,

поисково -творческие задания

Слово, берестяная шкатулочка

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта.

Обладает первоначальными знаниями об окружающем мире.

Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ВД – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

 

Звучит голос: Подождите, ребята, у меня для вас есть очень интересная игра, мне ее бабушка показала, становитесь в круг!

Игра под музыку «У Меланьи у старушки»

У Меланьи у старушки (Хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (Присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей (показываем семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить пальцы возле ушей)

Вот с такими носами (показать длинный нос руками)

Вот с такими усами («нарисовать» руками усы)

Вот с такой головой (очертить большую голову)

Вот с такой бородой (руками с наклоном вниз)

Ничего ни ели (отрицание головой)

На нее глядели (руки сложить в «бинокль)

Делали вот так (любое движение)

Смех домовёнка: Как весело вы играли, но как, говорится в пословице «Делу время, потехе час!» Очень хочется посмотреть, что у вас получится.

«Физическое развитие»/»СКР

Игровое двигательное упражнение

Слово, двигательная деятельность

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, предупреждению утомляемости, обогащать двигательный опыт, координировать движение и речь.

Развитие свободного общения.

 

Ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, активно взаимодействует со сверстниками.

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Содержательный этап

 

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-

ные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете где брали игрушки в давние времена?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы!

Присаживайтесь поудобнее.

 - Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители. Это были разные куклы.

Воспитатель: помните ли вы названия кукол?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите я вам немного о них расскажу?

 1. «Кукла-столбушка» - самая главная и первая кукла-оберег. Считалось, что ей можно пожаловаться на разные беды и жить после этого станет легче.

2. «Кукла – пеленашка».

Ребята, от какого слова образовалось слово «пеленашка»? Кого пеленуют? Верно, это запеленутый младенчик. Пеленашку делали для маленьких детей и клали их в колыбельку для защиты от злых духов и, чтобы ребенок крепче спал.

3. «Кубышка-травница». Как вы думаете, чем наполняли эту куклу? Верно, она была наполнена душистой травой. Кукла следит за тем, чтобы болезни не проникли в дом.

4. «Кукла-колокольчик» считалась оберегом хорошего настроения. У кого в доме была такая кукла, там всегда царила радость и смех.

5. Кукла «День-ночь». Как вы думаете, почему они так назывались? Эта кукла была двуликая, она оберегала жилище. Днем ее поворачивали светлой стороной, а ночью темной, чтобы в доме было спокойно в разное время суток.

Раньше в каждом доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки, и у неё не было лица. «Безликость» кукол подчеркивала оберегающую, защищающую роль куклы. По народным, поверьям кукла с «лицом», обретала душу, и становилась опасной для ребенка. А «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Воспитатель: ребята, как вы думаете для чего Кузя, подарил нам шкатулочку с лоскутками?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, мне стало понятно, для чего наш домовенок подарил нам лоскутки ткани и нитки. Хотите сделать такую куклу-оберег для своего дома? Но какую же нам выбрать?

(самостоятельный выбор детей)

«Познава-

тельное развитие», «Речевое развитие»/СКР

Просмотр презентации с рассказом

Слайды презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Развитие познавательных интересов детей, развитие любознатель-

ности и познава-

тель­ной мотивации;

 

- Формирование первичных  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

- Формирование гражданской принадлеж-

ности; воспитание любви к Родине.

 

- Развитие диалогиче-

ской речи и формирова­ние словаря.

Актуализи-

рованы знания о народных оберегах, из каких материалов они были изготовлены, о назначении кукол. Сформирована мотивация к продуктивной деятельности.

Основная часть, деятельностный этап

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в творческую мастерскую. Возьмите из берестяной шкатулочки, по своему желанию, ситцевые фигуры: по два белых квадрата, одному треугольнику любой расцветки, цветной квадрат и один прямоугольник из мешковины. Еще нам понадобятся 5 ниток. Все приготовили?

Только работа эта хитрая, не у всех в руках спорится. Для хорошего результата нам нужны хорошее настроение и ловкие пальчики.

«Социально-

коммуника-

тивное развитие»

Поручение, мастерская по изготов-

лению продуктов детского творчества, свободное общение

по два белых  квадрата, одному треуголь-

нику любой расцветки, цветной квадрат и один прямо-

угольник из мешковины, 5 ниточек.

воспитать желание и умение взаимо-

действовать со сверстниками, способст-

вовать развитию свободного общения и взаимо-

действия ребёнка со взрослыми и сверстниками,  способст-

вовать развитию эмоциональ-

ной отзывчивости, воспитывать организо-

ванность, дисциплиниро-

ванность.

ребенок обладает установкой положите-

льного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимо-

действует со сверстниками и взрослыми, способен договари-

ваться, учитывать интересы и чувства других.

А что нам поможет сделать пальчики ловкими? (Ответы детей) Правильно, возьмите пружинки, которые лежат на столе.

Проводится пальчиковая гимнастика с применением пружинных колечек из су-джок.

Раз-два-три-четыре-пять, (разгибать пальцы поочередно)

Вышли пальцы погулять (сжимать кулачки)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (поочередное надевание массажного кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение).

Этот пальчик для того, чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый,

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Этот малыш – Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный)

Этот малыш – Алеша, (средний)

Этот малыш – Антоша (безымянный)

А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья.

«Физическое развитие»/ РР

 

Упражнения на развитие мелкой моторики

Пружин-

ные колечки от

Су-джока

Развитие координации движения,  мелкой моторики обеих рук

У ребёнка развита мелкая моторика,  он может контролировать свои движения и управлять ими

Ситуация затруднения:

Мы  сейчас рассмотрим основные этапы изготовления нашей куколки. Возьмите, пожалуйста, каждый  себе схему. Всем хватило?

Не хватает 5 схем!? Что же делать? (ответы детей). Это было бы замечательно, если бы вы поделились со своим другом!

«Социально-коммуника-

тивное»

Поисковая

Схемы последова-

тельности сборки куклы

Способст-

вовать развитию эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи.

Ребенок обладает установкой положи-

тельного отношения к другим людям и самому себе, способен договариваться, уступать.

Способ изготовления тряпичной куклы (работа по схемам).

Что мы должны сделать  сначала?

Ответы детей.

1.Возьмём один белый квадрат ткани и выполняем скрутку.

2. На  втором белом квадрате ткани, находим серединку, прикладываем туда скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты, теперь голова  стала круглой формы.

3. Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

4. Теперь что мы будем делать руки.

Свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы  и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

5. Берем цветной квадрат ткани, подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.

6. Из треугольника мы сделаем косынку.

7. Оставшийся прямоугольник мешковины мы подвязываем поверх юбки ниткой.

У такой куклы лицо рисовать не будем, как делали в те давние времена. Вот и всё куколка готова. Посмотрите, какие они красивые и нарядные.

«Художест-

венно-

эстетиче-

ское развитие,  «Социально-коммуника-

тивное»/ ФР

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

 

Развитие художест-

венных навыков, мелкой моторики, координации движений.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность, активно взаимо-

действует со сверстниками и взрослыми;

Может сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

Динамическая пауза:

Воспитатель предлагает выйти детям в круг. Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её  под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевала колыбельную песенку, когда вы были совсем маленькие. Давайте споём колыбельную для наших куколок.

«Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Ее  не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

Засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай».

«Физическое развитие», Художест-

венно-эстетиче-

ское»

Игровое упражнение

Слово, кукла-оберег

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, предупреж-

дению утомля-

емости.

Ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, активно взаимо-

действует со сверстниками.

 

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Раздается голос домовенка полушёпотом:

- Какие вы молодцы, какие красивые куколки вы сделали. Пусть они оберегают ваш дом от всего худого. До свидания!

Воспитатель:

- Какую куклу мы сегодня с вами изготовили?

- Кто запомнил, для чего ее делали раньше?

- Для кого изготавливали «Пеленашку»?

- Что приносила в дом кукла «Колокольчик»?

- Какая кукла отгоняла болезни?

- А какие силы приписывали «Столбушке»?

- Какое имя вы дадите своей кукле?

(ответы детей)

 

«Социально – коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»/ПР

 

Слушание,

Ситуативный разговор

Слово, кукла-оберег

Формирование позитивных установок

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, умеет   быть доброжелательным и корректным собеседником