"НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕСИИ!"

Взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ в вопросах ранней профориентации дошкольников с учётом регионального компонента

 

«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, 
как попробуем делать их работу»

 (У. Федер)

 

Введение

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости [21].

Особенностью современного мира профессий является то, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. Всё чаще полученное высшее профессиональное образование и реальная профессиональная деятельность не имеют линейной зависимости. И чаще всего это обусловлено отсутствием понимания о потребностях рынка труда, а главное, понимания своих внутренних потребностей, талантов и предпочтений [20].

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. 

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Что же такое профессиональная ориентация и почему так важно с дошкольного детства подготавливать детей к выбору будущей профессии?

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация [21]. Но при этом профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. 

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов

Именно по этой причине позже был создан ряд нормативных документов, в которых говорится о необходимости создания условий в ДОО для ознакомления детей с различными профессиями.

  •  Методические рекомендации для ОО в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в  рамках образовательной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.03.17 №08-626.
  • 3-6 лет –самообслуживание, интерес к труду и людям труда, знакомство с миром профессий.
  • Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 19.01.2017 г. № 18р «Об утверждении Концепции организации профориентационной работы в образовательных учреждениях Города Томска».
  • Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 30.11.2017 г. № 774р «Об утверждении Комплекса мероприятий («дорожная карта»), направленных на реализацию Концепции организации профориентационной работы в образовательных учреждениях Города Томска».     

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить [18].  А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни [18].   Современные педагоги Н.Е. Веракса и Т.С.  Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности [18].  Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий [18]. 

       Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 

        Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников[12]:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 

         Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников [21].

          В программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой [24] ставится задача постепенного развития у детей с учѐтом их возрастных возможностей интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участие детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы [19].

           Но, к сожалению, перечень предлагаемых профессий по программе очень мал и не даёт понятия того, что результат труда можно получить только при взаимодействии нескольких профессий одной отрасли.

           Проанализировав сложившуюся ситуацию и учитывая актуальность данного вопроса, на базе МАДОУ №8 и МАДОУ №48 г. Томска были организованы инновационные площадки по реализации сетевого проекта по ранней профориентации дошкольников с учетом регионального компонента «Сегодня дети - завтра профессионалы. Растем для Томска, растем для страны!» сентябрь 2016 – май 2021 г.г. (протокол заседания инновационного экспертного совета ТОИПКРО от 07.12.2016г. №5; приказ № 33 МАДОУ №8 г. Томска от 27.01.2017 г.).

         Главное отличие сетевой организации -  это проект, реализуемый группой людей из разных учреждений. При этом позитивная профориентация невозможна без организации конструктивного взаимодействия с социальными партнерами, как необходимое условие, обеспечивающее эффективность профориентационной работы.

Актуальность проекта

  Актуальность проекта определена результатами анкетирования родителей и детей. Выявлено,  что родители плохо представляют значимость профориентационной работы, 18% считают, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать»; 23%  родителей  ответили, что дети «пойдут по их стопам»; 6%  родителей  хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение;  53% родителей,  по опыту воспитания старших детей,  указали   на необходимость  помощи в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии, из них 48% родителей отметили, что необходимо, прежде всего знакомить с регионально ориентированными профессиями «чтобы остались жить в Томске».

  Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что   представление о труде взрослых у детей было размыто, и они не могли рассказать, что делают их родители «на работе», хотя многие родители этих детей имели профессии «продавец», «водитель», «строитель», «парикмахер», «медсестра», «пожарный», «учитель». Распространенными ответами детей были: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денюшку». Дети знают названия только некоторых отдельных профессий, но не могут объяснить, в чем ценность труда родителей, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Только 16 % детей имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда.

    Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. 

     Основная сложность работы по ранней профориентации заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка поэтому,   актуальность нашего проекта обусловлена еще и  необходимостью создания комплекса педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально-ориентированных интересов и склонностей с учётом социокультурной ситуации и регионального компонента. 

    На мой взгляд, из опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах посильной трудовой деятельности, сюжетно ролевых играх, общения с мастерами своего дела, рождается мечта (внутренняя готовность самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать шаги профессионального развития):  «Я буду врачом, строителем, учителем, инженером…» Актуально научить ребенка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому главная задача педагогов - поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться, в этом случае наши дети в современном обществе будут профессионалами своего дела и будут трудиться на благо нашего города. Реализация ранней профориентации обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

       Работа по ранней профориентации дошкольников с учетом регионального компонента в нашем ДОУ выстраивается поэтапно и включает в себя работу по трем направлениям: работа с педагогами; работа с воспитанниками и родителями; работа с соцпартнерами. В начале учебного года, в соответствии с утвержденным планом работы по ранней профориентации дошкольников, определяются «базовые» группы, в которых создаются все условия для погружения детей в определенную отрасль или профессиональную среду. Данная работа ведется в группах в течение всего учебного года. За это время проводится огромная работа по «включению» детей и родителей группы в определённую тему, организации экскурсий на предприятия сетевых партнёров, подбор методической литературы, создание картотек, дидактических игр и пособий, организацию мастер-классов и НОД, создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.   Но при этом, все группы также включаются и в краткосрочные «сквозные» проекты, которые дают детям возможность познакомиться помимо «базовой» отрасли с профессиями других отраслей. Продуктами таких проектов, как правило, становятся общесадовские мероприятия с участием воспитанников, родителей и социальных партнеров.

Наша группа «Очаровашки» является базовой группой по реализации проекта «Томск строительный».

Для того чтобы расширить кругозор моих воспитанников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, мною были определены цель и задачи участия в инновационном проекте.

Цель: сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить им возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 
Задачи: 
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Томска и Томской области, воспитывать интерес к предприятиям  нашего города; 
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; 
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; 
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; 
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Надо отметить, что родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в реализации проектов по профориентации. Но, обо всём по-порядку.

Базовый проект нашей группы «Томск строительный».

Я заметила интерес детей нашей группы к конструированию различных построек из строительного материала, желание соорудить дом из подручных средств. Но когда я задала детям вопрос «Кто проектирует дома, кто их строит, занимается ремонтом?», то услышала от пятилетних детей лишь односложный ответ - строитель! Кругозор детей относительно строительных профессий оказался очень мал. Это и послужило началом нашего проекта, в ходе которого мы подробно изучаем профессии и специальности в строительной отрасли, которые очень интересны и многогранны.

Цели и задачи проекта.

Цель: познакомить детей с профессиями на стройке, создать условия для практического погружения детей в строительство.

Задачи:

  1. Знакомить старших дошкольников с разнообразием видов трудовой деятельности в строительстве, в том числе в строительных компаниях нашего города;
  2. Расширять представления детей о процессе возведения зданий, об инструментах, используемых людьми определённой профессии; о роли машин и механизмов в облегчении и ускорении трудового процесса в строительстве;
  3. Расширять и обогащать представления детей о разных видах зданий, строительных материалах и технологий возведения объектов;
  4. Знакомить дошкольников с историей возникновения объектов архитектурного наследия Томска, с знаменитыми архитекторами и строителями в Томске;
  5. Повышение профессионального уровня педагогов по формированию основ ранней профориентации дошкольников.
  6. Укреплять сотрудничества ДОУ и семьи в развитии у детей трудолюбия.
  7. Взаимодействовать с социальными партнерами для развития познавательного интереса детей  к  строительным профессиям.

Участники проекта: воспитатели группы «Очаровашки», учитель – логопед, воспитанники и их родители, сетевые партнёры. 

I. Подготовительный этап: изучение методической литературы, подбор диагностического инструментария, определение уровня развития детей, составление перспективного плана работы, разработка анкет для родителей, работа в Интернет-сайтах, анализ предметной среды ДОУ и группы.

II.  Практический этап:  

Практическая часть проекта – самая интересная, т.к. позволяет детям в ходе различных видов деятельности «погрузиться» в мир профессий, приобрести как теоретические, так и практические знания, освоить элементарные трудовые навыки, встретится с мастерами своего дела и просто получить удовольствие от совместной игровой деятельности.

Знакомство с профессиями мы начали с бесед, просмотра мультфильмов о профессиях на стройке.Какого же было удивление детей, когда они услышали такие строительные профессии как: архитектор, бетонщик, каменщик, кровельщик и т.д.!

Затем для конкретизации представлений о том, какими навыками и умениями должен обладать человек, работающий на стройке, какими инструментами должен уметь пользоваться, были организованы мастер-классы для детей. Мастерами были наши папы, которые знакомили детей со своими профессиями.

 

       Так, например, в ходе мастер-класса дети познакомились с профессией столяр. При помощи чертежа, инструментов и умелых рук в нашей группе появилась ракета! Все дети, не отрывая глаз, наблюдали за процессом: сначала как перенести чертёж на фанеру, затем за работой лобзика, шлифовкой и сборкой деталей ракеты. Этот опыт оказался очень интересен, особенно для наших мальчишек.

По мере того, как дети знакомились с новыми профессиями, инструментами, новыми трудовыми навыками, они все чаще стали играть в строителей. Ведь, ребенку мало лишь только знаний о профессии, в нее нужно поиграть! Игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.

 Сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Для того, чтобы дети могли создавать воображаемую ситуацию, перевоплощаться в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполнять их в созданной ими игровой обстановке, в нашей группе был создан строительный центр «Юные строители».

                            

В создании этого центра активное участие принимали наши родители, а точнее - наши креативные папы.

   Открытие строительного центра сюжетно-ролевой игры «Юные строители» стало одним из ярких моментов нашего проекта! Мастер своего дела, папа Глеба, смастерил нам настоящий дом с множеством комнат! Вместе с детьми мы занимались отделкой этого дома. Дети сами выбирали материалы, расцветку обоев, занимались обустройством комнат. 

     

    Такой центр позволяет детям побыть дизайнерами, монтажниками, штукатурами, малярами, электриками. Знакомиться и осваивать новые профессии гораздо интереснее во время игры. И даже такую сложную профессию, как инженер-строитель, можно обыграть при помощи конструктора «CUBORO».  

    

Данный конструктор позволяет развить у детей инженерные способности, приобрести навыки работы с чертежами и схемами. В старшем дошкольном возрасте, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх у детей активно развивается практическое мышление, дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов.

     Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Именно поэтому в рамках реализации проекта мы активно используем такую форму работы, как «Гость в группе». В качестве гостя приглашаются родители, бабушки, дедушки, которые в доступной для детей форме знакомят со своей профессией, рассказывают о необходимых трудовых навыках и умениях в определенной сфере, показывают мастер-классы и, конечно же, играют вместе с детьми в профессии.

     Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. На экскурсиях дети не только знакомятся с природной и социальной городской сферами, но при этом в доступной форме осваивают навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретают опыт общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

     Наше ДОУ сотрудничает со многими предприятиями и организациями города в рамках реализации проекта по ранней профориентации дошкольников. Для детей организуются мастер классы от профессионалов, интересные беседы, экскурсии по предприятиям с возможностью погрузиться в новый профессиональный мир и освоить элементарные трудовые навыки. Учитывая правила техники безопасности, организовать экскурсию на строительный объект дошкольников на представляется возможным. Поэтому мы организовали виртуальную экскурсию по строительному объекту «Жилой дом».

Данная экскурсия позволила расширить и закрепить знания детей о строительных профессиях: каменщика, маляра, штукатура, крановщика; позволила познакомиться и увидеть в работе строительную технику – башенный кран, бетономешалка, экскаватор, бульдозер. Во время виртуальной экскурсии на строительство жилого дома, дети, рассматривая здание и архитектуру, отметили, что дома бывают разные: жилые, административные, торговые, лечебные и строящиеся.

На виртуальной стройке дети смогли узнать, что такое щебень, бетон познакомились с их свойствами и качествами, способами их изготовления. Во время просмотра экскурсии, у детей возник вопрос: из каких материалов строили дома в старину наши предки? Это задало направление еще одному нашему блоку работы, в котором дети познакомились с обычаями и традициями строительства жилья, познакомились с необычными строительными материалами, с шедеврами архитектуры древности и современности.

Знакомя детей с древней и современной архитектурой нашего города, особое внимание мы уделили Старому Томску. Ведь главное достояние Томска, его гордость, его сокровище - деревянная архитектура. Вместе с детьми и родителями мы сделали альбом «Деревянное зодчество Томска». Эта тема вызвала живой интерес как у детей, так и у взрослых, потому что вместе с полученными знаниями о таких профессиях, как зодчий, реставратор, резчик по дереву и др., дети и взрослые соприкоснулись с красивейшими архитектурными объектами нашего города, о существовании некоторых из них многие даже и не знали.

В дальнейшем мы планируем посетить ТГАСУ, где сможем познакомиться со строителями дорог, а также сконструировать макет микрорайона нашего сада.

  В практике реализации проектов по ранней профориентации дошкольников мной накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относятся экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами, игры. Мной постоянно пополняется методическая копилка: конспекты НОД, сценарии встреч и развлечений, мультфильмы, презентации, дидактические игры по строительным профессиям, технике, инструментам: лабиринты «Помоги бульдозеру доехать до стройки» (разные варианты строительной техники), «Помоги плотнику найти свои инструменты» (разные варианты со строительными профессиями); карточки «Четвёртый лишний» (инструменты, строительная техника, строительные профессии) и т.д.

III. Заключительный этап: предусматривает оформление выставки «Микрорайон нашего сада».

Вывод.  Сетевой проект по ранней профориентации позволяет детям развивать познавательную активность, интерес к профессиям жителей города Томска, формировать эмоционально-положительное отношение к человеку труда. Также данный проект способствует развитию социально активной личности дошкольников, совершенствует речь как средство общения и культуры и способствует повышению социальной компетентности и культурному самоопределению старших дошкольников. При этом расширяется единое образовательное пространство ДОУ через взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами.

Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Кто знает, может спустя несколько лет среди выдающихся архитекторов или инженеров, я услышу фамилии своих выпускников!

Сквозные проекты.

1. Проект «Такая разная одежда»

Наша группа принимала участие в сквозном проекте «Ателье» по ознакомлению с профессиями людей, работающих в легкой промышленности.

Данному проекту способствовала проблемная ситуация, возникшая во время образовательной деятельности… Как-то раз кукла Маша, собиралась на день рождения к подружке. Но у неё совсем не было одежды. И вот она решила, что пойдет в платье из бумаги, примеряет его, красуется перед зеркалом и спрашивает у детей, можно ли отправиться в таком наряде.… Дети соглашаются с выбором Маши. Тогда Маша примеряет платье из полиэтиленового пакета… Надевает его, спрашивает у детей, может ли она пойти в этом платье? И дети одобряют и этот наряд. Проблема стала очевидна: современные дети, не смотря на огромный информационный поток, практически ничего не знают о материалах для одежды, не говоря уже о профессиях людей, которые принимают участие в ее изготовлении.

Цель: познакомить детей с профессиями в швейном производстве, создать условия для практического погружения детей в атмосферу ателье.

На подготовительном этапе мы обратились за помощью к родителям с просьбой принести лоскутки ткани, кружева, пуговицы и другую фурнитуру. Родители с радостью откликнулись, и ткани разных видов у нас было предостаточно.

   В ходе проекта, мы с детьми еще раз вернулись к проблемной ситуации, которая возникла у Маши при выборе платья. В результате экспериментов, дети пришли к выводу, что одежда должна быть из ткани, что одежда из бумаги, полиэтиленовых пакетов не практична, наносит вред как человеку, так и окружающему миру.

    На следующем этапе мы выяснили, кто и где шьёт одежду. После совместного просмотра диафильм «Где, и кто шьёт одежду», мы узнали такие профессии как: художники-модельеры, закройщики, швеи.

      Для закрепления, полученного материала, была организована целевая экскурсия «В гостях у кастелянши детского сада», где дети на практике посмотрели на этапы изготовления костюмов к праздникам.

                 

После полученных знаний и опыта интерес детей к профессиям данной отрасли только возрос. Тогда-то и начался практический этап нашего проекта. И здесь также не обошлось без проблемных ситуаций.

     Бумажные куклы сообщают детям, что в их стране случилась беда – всю их бумажную одежду намочил дождь, и она вся порвалась. Просят детей им помочь. И тогда дети наперебой стали учить кукол, что одежда должна быть из ткани! Это было так здорово! Решение было принято – дети смастерят куклам одежду из ткани.

     И вот началось перевоплощение: сначала ребята стали художниками-модельерами, которые придумывают эскизы будущей одежды. Затем закройщиками, которые разрабатывают выкройки деталей одежды. Потом дети самостоятельно переносили выкройки на разложенную ткань с помощью лекал и обводили по контору. По обведенному контору вырезали выкройки.

                                             

Данная работа поглотила детей полностью. Во время создания одежды проявились творческие способности детей, креативность, при этом дети находились в постоянном контакте друг с другом, обращались друг к другу за советом и помощью.

В результате такого творческого процесса были созданы наряды для кукол. И вы знаете, модели одежды получились настолько интересными и разными: кто-то нарядил кукол в платья, кто-то в костюмы, шорты, даже пальто и шапки. И каждый создал свой неповторимый авторский наряд!

     И мы подумали, что на примере одежды, созданной самими детьми можно рассказать о модном сейчас дресс-коде – куда и как можно одеваться, чтобы не выглядеть смешно и нелепо. Например, в спортзал не стоит надевать длинное платье, а в театр купальник. Что одежда бывает сезонная.

Так на заключительном этапе появилась коллекция одежды от маленьких кутюрье – «Будь в тренде». 

                

Вывод.  В процессе реализации проекта «Такая разная одежда»:

  • воспитанники познакомились с разнообразием видов трудовой деятельности по созданию предметов одежды;
  • у дошкольников расширились представления о процессе создания предметов одежды, об инструментах, используемых людьми определённой профессии;
  • обогатились представления детей о роли машин и механизмов в облегчении, и ускорении трудового процесса по созданию одежды;
  • дети сформировали свои представления об одежде: её разнообразии, назначении, особенностях, деталях, материале;
  • воспитатели укрепили сотрудничество ДОУ и семьи в развитии у детей трудолюбия.

 

2. Проект «Фотостудия «Дивный сад».

    Принимая участие в сквозном проекте «Салон красоты», наша группа реализовывала подпроект «Фотостудия «Дивный сад»».

Наблюдая за детьми во время общения, мы заметили, что они очень любят фотографироваться и показывать друг другу фотографии, принесенные из дома. Я принесла из дома старый фотоаппарат «Зенит». Такая модель фотоаппарата сразу же заинтересовала детей и вызвала множество вопросов: Что это? Где картинка? Как достать фотографии? А некоторые дети даже спрашивали: «Где птичка?!». Чтобы ответить на все вопросы и расширить представления детей о фотографии, о фототехнике и о людях, которые всем этим занимаются был оформлен проект «Фотостудия «Дивный сад»».  Данный проект был ориентирован на тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

Цель проекта: обогащение представлений детей о фотографии и профессии фотографа. Раскрытие творческого потенциала семьи.

Проект начался с изучения истории фотоаппарата. Вместе с детьми мы совершили путешествие в историю фотоаппарата. Одним из удивительных открытий для детей стал тот факт, что во времена их бабушек и прабабушек далеко не все семьи имели фотоаппарат дома, и фотографию можно было сделать только в специальном фотосалоне.

         С любой профессией лучше всего знакомиться через игру [6]. И в нашем проекте не обошлось без сюжетно-ролевой игры «Фотоателье». И какого же было удивление детей выполняющих роль фотографа, что для данной профессии необходимо обладать терпением и старанием. При этом в ходе игры некоторые дети, «фотографируя» своих товарищей, самостоятельно подставляют игрушки, ширму, чтобы кадр, по их мнению, получился лучше. Тогда мы решили сделать фотостудию, где дети могли бы по-настоящему сфотографироваться с разными атрибутами, а также смогли по-настоящему ощутить себя в роли фотографа.

       Большой интерес и позитивный эмоциональный отклик у детей и родителей вызвала работа по организации фотозоны «Дивный сад». В ходе родительской встречи мы провели мастер-класс «Цветы из салфеток и гофрированной бумаги», которыми позже украсили нашу фотозону.

В ходе совместной работы дети и их родители создавали элементы и атрибуты, которые в дальнейшем были использованы для оформления фотозоны «Дивный сад».

                          

          На заключительном этапе в рамках общесадовского мероприятия «Форум красоты» наша группа представила фотостудию «Дивный сад». Дети с гордостью презентовали свою фотозону, ведь, над ее созданием они работали вместе со своими родителями. Роль фотографа, ассистента, осветителя с удовольствием и знанием дела выполняли дети нашей группы. И недостатка в желающих сфотографироваться у них не было!

      

        Родители с чувством благодарности отзывались о возможности прекрасно провести время со своими детьми, тем более что на память у них остались замечательные фотографии сделанные руками их детей.

     Вывод:

  • дети познакомились с историей фотоаппарата и профессией фотографа;
  • у дошкольников сформировалась познавательная активность;
  • укрепились детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

 

3. Проект «Молочные реки».

В начале сквозного проекта «От бурёнки до маслёнки» мы решили выяснить у детей, что же они знают о молоке. Оказалось, что все знают о пользе молока, но почему и что именно в нём полезного, ответить не смогли. Также дети затруднились рассказать о профессиях людей, работающих в сельском хозяйстве и на молочном производстве.

Цель: расширить и обогатить знания детей о пользе молока, молочных продуктов; о многообразии профессий молочного производства.

Активными участниками и помощниками в наших проектах являются родителями. Так в рамках данного проекта дети совместно с родителями:

- снимали видеорецепты из молочных продуктов;

- оформляли мини-музей «В молочной стране»;

- сделали книжки-мылышки о молочных продуктах;

- составляли кроссворды, плакаты «С чего начинается молоко»;

- оформляли страницу для книги «Семейные молочные рецепты»;

-подготовили проект «Молоко – полезный продукт, но почему оно прокисает?»

Дети презентовали свои работы в группе.

  

 

    В процессе исследовательской деятельности мы вместе с детьми познакомились со свойствами молока. Молоко превращалось в простоквашу, йогурт, молочный коктейль, выяснили, что в молоке содержится жир. Для ознакомления с профессиями людей, занятых на ферме, мы провели развлечение «С чего начинается молоко». 

              

В игре дети смогли познакомиться с работой пастуха, животновода, ветеринара, доярки.

Выводы:

  • данный проект позволил сформировать у детей знания о профессиональной деятельности взрослых на молочной ферме и на молочном предприятии;
  • у детей сформировались позитивные установки сельскохозяйственному труду;
  • обогатились знания о пользе молока и возможностях использования молочных продуктов.

 

Заключение.

Участие в реализации проектов по ранней профориентации дошкольников показала положительные результаты.

  • Во-первых, мы, педагоги, знакомимся с новыми, эффективными педагогическими технологиями профориентационной работы с детьми, мотивированы на их применение из-за большого познавательного интереса наших воспитанников;
  • Во-вторых, родители показывают высокий уровень готовности к сотрудничеству с ДОУ, а это значит, что такая форма работы с родителями является высокоэффективной;
  • В-третьих, а это, наверное, самое главное - наши воспитанники не только расширяют кругозор и повышают   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали задумываться о выборе профессии на будущее!  Дети стали больше интересоваться, какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения. Нельзя не отметить, что дети стали проявлять более уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

      Об этом свидетельствует и диагностика, проведённая в группе на начало инновационного проекта (октябрь 2017 г.) и на промежуточном этапе  (декабрь 2018 г.) . Для определения уровня осведомлённости старших дошкольников о труде взрослых, мы использовали опросник «Мир  профессий».

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире [23]. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. И чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

    Поэтому уже на этапе дошкольного детства необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Ведь как сказал К. Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» [18].

 

       Список литературы: 

  1. Васюкова Н.Е., Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Труд в образовательной программе детского сада.
  2. Громова О.Е. и др. Ознакомление дошкольников с социальным миром. М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Интегрированный подход. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
  4. Иванова Н.В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Иванова Т.Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал. – М.: Цветной мир, 2013.
  8. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании. – М.: Цветной мир, 2013.
  9. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании. – М.: Цветной мир, 2013.
  10. Лыкова И.А., Рыжова Н.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа, явления. Уч.-метод. пособие.– М.: Цветной мир, 2013.
  11. Иванова В.И. Социальное развитие в ДОУ Метод.пособие. М.:ТЦ Сфера,2008.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  13. Солнцева О.В Дошкольник в мире игры. Сопровождения сюжетных игр детей. СПб.,2010.
  14. Рыжова Н.А. «Я – сам!» Поддержка детской инициативы. Учебный видеофильм на DVD с текстом (методические рекомендации). // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD», 2010.
  15. Серия художественных альбомов «Все профессии важны» для приобщения детей к народной культуре и ознакомления с традиционными промыслами / Под ред. И.А. Лыковой. – М. Цвтеной мир, 2014.
  16. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М: ТЦ Сфера, 2013.
  17. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М: Сфера, 2013
  18. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
  19.  Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
  20. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  21.  Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  22. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  23. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.
  24.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.  

 

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

1.  Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ .

2.  Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

3.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

4. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской федерации»  от 27.09.1996г № 1

5. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155).